Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»... (Страница 4)
К.А. Юдин. Кандидат исторических наук. Полное название статьи: «Луи де Фюнес и кинематограф Франции эпохи «славного тридцатилетия»: от Шарля де Голля до Франсуа Миттерана. Опыт историко-философского анализа».
И такой вдумчивый, предельно серьёзный и глубокомысленный подход Луи де Фюнес демонстрировал всю жизнь, поскольку считал юмор и искусство смешить не просто каким-то низкопробным ремеслом массовика-затейника, стремящегося любым доступным способом вызвать эмоциональные конвульсии, обеспечить дешёвый экстатический досуг. Де Фюнес, как справедливо писал один из его сыновей искал то, что меньше всего ожидает публика от комического актёра – совершенства [6, с. 88]. Он заставлял зрителя переживать за судьбу своего героя, трепетать и волноваться вместе с ним, негодовать и возмущаться, когда над ним сгущались тучи опасности, и в тоже время торжественно, с благородным и нарастающим внутренним удовлетворением наблюдать за воцарением справедливости, наступление которой обеспечено вселенной в бурный темперамент идейной одержимостью, устремляющейся к должному порядку.
И эти напряжённые поиски совершенства, приближения к целостному единству конструкции внешнего образа исполняемого персонажа и его идейно-сущностного наполнения, были продолжены в 1950-е гг. Этот период является, во-первых, наиболее плодотворным в количественном отношении – Луи де Фюнес снялся, по меньшей мере, в 92 фильмах. Во-вторых, происходит актёрская «инициация» де Фюнеса, который начинает сотрудничать и выступать в качестве партнёра с другими известными мэтрами мирового кинематографа – Бурвилем, Фернанделем, Мишелем Симоном, Тото, начинающим Бернаром Блие и, конечно же, Жаном Габеном. Из всей фильмографии этого периода наиболее отчётливо выделяются картины: «Ах, эти прекрасные вакханки» / «Ah! Les belles bacchantes» (1954), «Апрельская рыбка» / «Poisson d’avril» (1954), «Через Париж» / «La Traversee De Paris» (1956) с Жаном Габеном и Бурвилем, «Не пойман – не вор» / «Ni vu... Ni connu» (1958), «Невыносимый господин болтун» / «L’Impossible Monsieur Pipelet» (1955) – с М. Симоном, «Прохвосты» / «Tartassati / Fripouillard et Cie» (1959, с Тото) «Совершенно некстати» / «Comme un cheveu sur la soupe» (1957), а также фильм, продолживший начатое сотрудничество с режиссёром Андрэ Юнебелем – «Такси, прицеп и коррида» / «Taxi, Roulotte et Corrida» (1957).
В них, можно сказать, произошла первоначальная кристаллизация образа «достойного гражданина Республики», преклоняющегося перед величием Франции и характеризующегося служением на благо страны и своих соотечественников. Интересно отметить, что сюжетные линии большинства фильмов построены на зеркальной инверсии, когда на месте носителей подлинного духа патриотизма и благородства, оказывались «отрицательные» персонажи. Примером такой конструкции служит кинокартина режиссёра Ива Робера «Не пойман – не вор», в которой де Фюнес исполняет роль ловкого, озорного браконьера Блеро, казалось бы, простого обывателя с «мелкоуголовными наклонностями», но на самом деле являющегося чуть ли не главным и незаменимым лицом во всем селении: услугами Блеро по снабжению рыбой, дичью пользовались абсолютно все, вплоть до представителей муниципальной администрации. Настоящий же «блюститель порядка», комичный и неутомимый сержант Паржу, вечно оказывается обведённым вокруг пальца и дискредитирован своим избыточным служебным рвением, которое всегда оказывается не к месту, не говоря уже о том, что всеобщим авторитетом, признанием и уважением пользуется именно «мошенник» Блеро.