СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Отан-Лара, Клод

Клод Отан-Лара

ОТАН-ЛАРА (Autant-Lara) Клод (Claude) Клод (Люзарш, 1901 - Антиб, 2000), французский кинематографист. Его отец - архитектор Эдуард Отан, мать - звезда «Французского театра» актриса Луиза Лара, известная тем, что отказывалась участвовать в шовинистических манифестациях, организованных во время первой мировой войны, и поэтому была вынуждена переехать в Англию вместе с сыном. Работая декоратором у Марселя Л'Эрбье, Отан-Лара в 1919 открыл для себя мир кино. В последующие годы сотрудничал с Фернаном Леже, Малле-Стивенсом и Альберто Кавалканти в студии, где Л'Эрбье удалось объединить многих мастеров кино.

Сняв два экспериментальных короткометражных фильма (в одном из которых - «Разложить костёр» / «Развести огонь» - он впервые использовал анаморфный объектив профессора Кретьена, прототип кинемаскопа, выпущенный компанией «20th Century Fox» лишь через 25 лет), он два года пребывал в Голливуде, где работал над французскими версиями американских фильмов, в частности режиссёра Бастера Китона. В 1933 снял свой первый полнометражный фильм «Сибулет», в работе над адаптацией которого ему помогал Жак Превер. Автор первоначального либретто оперетты Франсис де Круассе выступил в прессе с протестом против искажений его текста в фильме и развязал полемику, в которой молодой режиссёр смог продемонстрировать весь свой неуёмный пыл. Но в конечном счёте фильм был изуродован продюсерами, а в творчестве автора наступил длительный период молчания.

Ни фильм, снятый в 1936 в Лондоне, ни картины, которые он снимал, работая как негр, для Мориса Лемана, ни три анонимные ленты, появившиеся накануне войны, не позволили Отан-Лара полностью показать своё истинное лицо. Лишь во время оккупации, сняв три фильма с Одет Жуайё в главной роли, он проявил себя как искусный каллиграф, воспроизводящий эстетику конца века, с одной стороны, а с другой как суровый моралист, не щадящий самолюбие зажиточных буржуа. В этом плане фильм «Нежная» является своеобразным шедевром, с достоверностью раскрывающим удушливо-губительное лицемерие семьи, сформировавшейся в условиях классового антагонизма.

Тот же киноязык и присущая автору язвительность приносят скандальный успех фильм «Дьявол во плоти» (по Раймону Радиге, с участием Жерара Филипа и Мишлен Прель), вышедшему на экраны в 1946-1947 годах. В полемике, развернувшейся после презентации фильма в Брюсселе и его показа во Франции, отмечался его пацифистский и антимилитаристский характер, а режиссёра ещё долго характеризовали как борца анархистского толка, хулителя патриотических и религиозных ценностей.

В течение двенадцати лет Отан-Лара снял более десяти фильмов, разных по значимости, но всегда точно выражавших отношение автора к происходящему. В период IV Республики он стал символичной фигурой в кино. Достаточно редко в его фильмах появлялись вызывающие идеи, но их противостояние общепринятой идеологии французского общества обострялось в возникающих вокруг них дискуссиях. Можно, например, проследить какое количество запретов предшествовало выходу жизнерадостного антиклерикального фарса «Красная гостиница» («Красная таверна» / «Красная харчевня») или киноверсии романа Колетт «Молодо-зелено» («Ранние всходы» / «Хлеб в траве»). Последний был назван консерваторами аморальным из-за развязанных юридических дебатов по поводу цензуры мэров, а его показ был запрещён во многих городах. Фильм «Пересекая Париж» (др. «Через Париж», 1956, один из первых, в котором детально показаны различные стороны жизни оккупированной Франции в противовес героическому образу, появившемуся на экране в последующие годы) и фильм «В случае несчастья» (1958) становятся следующими важными работами. В обоих картинах занят Жан Габен, который создал два дополняющих друг друга образа буржуа: блистательного и опозоренного.

В конце 50-х Отан-Лара привлёк внимание молодых критиков, появившихся одновременно с движением «новой волны». Принимаемый за ложного страдальца в связи с жалобами на невозможность снять во время войны в Алжире фильм о противоречиях, разрывающих его душу, он к тому же был обвинён организацией молодых турков в буржуазности. Они ставили ему в упрёк элитарную эстетику и излишнюю красивость диалогов в сценариях, написанных Жаном Ораншем и Пьером Бостом. В этих условиях он снял несколько второстепенных фильмов, в которых остался только намёк на саркастический тон, некогда отличавший этого режиссёра. В 1961 в Югославии, преодолевая непрестанно возникающие проблемы, он руководит съёмками фильма «Отказник» (о юноше, отказывающимся от военной службы по религиозно-этическим соображениям), название которого французские продюсеры под давлением армейских структур заставляют изменить на «Не убий».

Фильмы:

Эрика Ремберг и Клод Отан-Лара
Клод Отан-Лара и австрийская актриса Эрика Рембергна на съёмках фильма «Роща для влюблённых» (1960).

Марина Влади и Клод Отан-Лара
Марина Влади и Клод Отан-Лара на съёмках фильма «Убийца» (1963).

Клод Отан-Лара
Клод Отан-Лара на съёмках фильма «Францисканец из Буржа» (1968, фото "A"). Кадр из фильма «Пересекая Париж» (1956, фото "B").

IMDb: nm0002193.

Главная | Библиотека | Словарь | Фильмы | Поиск | Архив | Рекламан

Французское кино прошлых лет

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика