СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Поэтический реализм
Дорогой сердцу Клера и его учеников фильм в псевдонародном стиле («Молодость», 1934; «Музыканты неба», 1939; оба - Жоржа Лакомба) по-прежнему жив, но постепенно киноакварели приобретают всё более мрачные тона («Улица без имени», П. Шеналь, 1933; «Теплоход "Тенасити"», Ж. Дювивье, 1934; «Детвора», Бернар-Дешан, 1935) и приближаются к истинному реализму («Жюстен из Марселя», М. Турнёр, 1935), переходя затем в реализм поэтический, ставший одной из самых притягательных черт звукового кино в период между первой и второй мировыми войнами. Нашедшая приют на мокрых улицах, в ночных портах, переходящая от ностальгии к горечи жизненная неустроенность заявляет о себе в подвигах хулиганов, бродяг, бандитов, дезертиров. Наступает царство Карне, Габена, Превера, Дювивье, Гремийона. Легионер из фильма «Знамя» (Дювивье, 1935) является кузеном солдата из киноленты «Набережная туманов» (Карне, 1938). Заключённый в лабиринты североафриканской крепости дядюшка Моко («Пене ле Моко», Дювивье, 1937) становится затем в фильме «День начинается» (Карне, 1939) рабочим, забаррикадировавшимся в своей комнате от полиции. И, как всегда, Габен - невероятный русский из фильма «На дне» (Ренуар, 1937), который затем превращается в рецидивиста, пытающегося начать новую жизнь на Коралловом рифе («Коралловый риф», М. Глез, 1938). Женщин после недолгого счастья постигает смерть: это героини Едвиги Фёйер («Эмигрантка», Л. Жоаннон, 1939; «Без завтрашнего дня», Макс Офюльс, 1940), Вивианы Романс («Полуночная традиция», Р. Ришбе, 1939), а также Мишель Морган - то полные отчаяния («Набережная туманов», Карне, 1938), то бунтующие («Танцовщица», А. Валентен, 1938), изредка находящие успокоение («Коралловый риф», М. Глез, 1938).
Поэтический реализм Жана Виго получил наиболее полное выражение в его последнем фильме «Аталанта» (1934), где нет ни хулиганов, ни публичных девиц. Моряк-мечтатель, его скучающая жена, тревоги маленького экипажа, угрожающий им большой город и, наконец, грациозно рассекающая волны баржа. Фильм «Аталанта» вышел на экраны уже после смерти режиссёра в сокращённом и искажённом варианте. А первый фильм режиссёра «Ноль за поведение» (1933), запрещённый цензурой, получил признание лишь после Освобождения (окончания второй мировой войны).