СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО

(с дополнениями, ред. 2020)
| А | Б | В | Г | Д | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |

Гремийон, Жан

Жан Гремийон

ГРЕМИЙОН (Grémillon) Жан (Jean) (Байё, 1901 (по данным IMDb 1898) — Париж, 1959), французский кинематографист. Его карьера, всегда балансировавшая на лезвии бритвы и целиком зависящая от продюсеров, даёт право говорить о нём как о «проклятом» режиссёре. Отец настаивал, чтобы сын был инженером, но после получения степени бакалавра Гремийон решил посвятить себя музыке, которой занимался с детства. Приехав в Париж в 1920, он прослушал курсы Винцента д'Инди в «Скола канторум», где произошло его знакомство с Роже Дезормье, Роланом Мануэлем и Шарлем Дюлленом. Зарабатывал на жизнь, играя на скрипке в кинооркестре. В 1923 закончилась его военная служба и Жорж Периналь, киномеханик, который вскоре станет одним из выдающихся операторов, привёл его в киностудию. Он был суфлёром, монтажёром, затем постановщиком документальных лент (оператор Периналь). Шестнадцать документальных фильмов, снятых им с 1923 по 1926, повествуют о человеке и его труде. Благодаря фильму «Механическая фотогеничность» (1924) и «Прогулка в открытом море» (1926) его можно отнести к движению первого авангарда. «Механическая фотогеничность» представляет собой музыкальный, точнее, аудиовизуальный монтаж фрагментов из предшествующих документальных фильмов. «Прогулка...» - это абстрактная импрессионистская композиция, сделанная на основе привезённых из рыболовецкой экспедиции по ловле тунца материалов. Таким образом, с самого начала Гремийон определяет свой стиль как реализм на пересечении документального и поэтического.

Жан Гремийон

Дружбе с Шарлем Дюлленом он обязан своим первым полнометражным фильмом «Подтасовка» («Недоразумение» / «Мальдона», 1928), который, как и «Дочь воды» Жана Ренуара, был основан на традициях натуралистского пленэра французского кино и объединял экспрессивные находки современного авангарда. Жак Фейдер, с которым у Гремийона много общего, доверил ему съёмки фильма «Смотрители маяка» (1929), для которого он разработал сценарий, основанный на драме, и осуществил постановку. В очередной раз он попытался придать вымыслу достоверность документального кино, реалистично описать романтические события, вдохнуть жизнь в персонажи, заданные социальной средой, показать трагическое в повседневном. В 1930 произошла встреча с Луи Пажем, художником и оператором, который стал постоянным членом его команды, Андре Массоном и сюрреалистами.

Жан Гремийон

Приход звука в кино надолго выбил его из колеи. После провала фильма «Маленькая Лиза» (1930) вынужден приниматься за работу, которая кажется ему изнурительной. Он снимал коммерческие ленты, комические короткометражные картины, французские версии немецких оперетт. В 1935 друг Гремийона Рене Клер познакомил его с Раулем Плокеном, который представлял интересы Франции в компании «UFA». Два из своих самых заметных фильмов Гремийон снял на берлинских киностудиях. В фильме «Красавчик» (1937) одновременно с Ренуаром он очеловечивает и развенчивает миф Жана Габена; в фильме «Странный господин Виктор» (1938), полагаясь на актёрское мастерство Рэмю, демонстрирует борьбу простого человека и буржуа, которые уживаются в главном герое. Война прервала съёмки фильма «Буксиры», проходившие в 1939-1941, и вынудила режиссёра для изображения бури использовать декорации. При этом море не перестало быть главным действующим лицом в фильме. Будучи чем-то большим, чем просто драматический приём, даже оставаясь за кадром, оно становится воплощением непрерывности реального мира, аргументом в пользу реальности. После съёмок началась немецкая оккупация, коллаборационизм маршала Петена. Когда французское кино, чтобы сохранить своё достоинство, замолкает, Гремийон становится режиссёром настоящего времени (даже если создаётся впечатление, что он исчезает). Фильм «Летний свет» (1943), в котором открыто говорится о борьбе классов, отличается откровенной вычурностью и может либо захватить зрителя, либо отвратить его. Фильм «Небо принадлежит вам» (1943), возвестивший о приходе реализма, в стилистике притчи рассказывает о гибели движения Народного фронта. Освобождение не приносит желанного облегчения. Признанный мастер, президент профсоюза работников кино, президент Синематеки, борец за культуру кино, снявший по горячим следам фильм «Шестого июня на рассвете» (1946) о бедствиях, причинённых войной в Нормандии, Гремийон столкнулся с тем, что все его проекты были отвергнуты или отложены на неопределённый срок: «Парижская Коммуна» (1945), «Уничтожение невинных» (1947), «Весна свободы» (1947-1948). Он снова возвращается к документальным съёмкам и теме труда: «Прелести существования» (1949), «В центре Иль-де-Франс» (1954), «Дом с картинками» (1955), «Ткацкий станок» (1956), «Андре Массон и четыре элемента» (1959). В этих работах превозносится труд, добросовестность, честность, самопожертвование, терпение творцов. В то же время в фильме «Любовь одной женщины» (1954), феминистическая направленность которого выглядит авангардной, он затрагивает одну из насущных проблем: трудности женщины, ищущей своё место в мире, сделанном мужчинами и для мужчин. Его героиня жертвует своей любовью в пользу карьеры. Она приходит к убеждению, хотя и не осмеливается до конца признаться себе в этом, что традиционные семья и брак остались в прошлом.

Жан Гремийон

Жан Гремийон на съёмочной площадке фильма «Летний свет» (1943).

Фильмы: (кроме короткометражных документальных)

IMDb: nm0344927.



Главная | Опросы | Литература | Словарь | Трейлеры | Поиск

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика