СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Бурвиль, Андре
БУРВИЛЬ (Bourvil) Андре (André) (настоящая фамилия Рэмбур, Raimbourg) (Петро-Виккемар, 1917 - Париж, 1970), французский актёр. Он взял себе в качестве псевдонима название городка Бурвиль, который находится между Дьепом и Фекампом, где он провёл своё детство. Сыну земледельцев, ему пророчили карьеру учителя или булочника, но он увлёкся музыкой. В юном возрасте выступал на деревенских праздниках, служил во втором пехотном полку трубачом. Накануне войны участвовал в конкурсе «Радио-Париж» и завоевал приз. Его крестьянское прошлое проявлялось в жестах, акценте, «глупом» смехе, посему он охотно играл роли простаков и деревенских дурачков. Подражание Фернанделю в пьесе «Игнаций» принесло некоторый успех и способствовало тому, что после демобилизации он выбрал кабаре. Дебютировал в «Карьер» в 1942 под псевдонимом, который сохранится за ним навсегда. Он насмешил всю Францию своей песней «Она продавала почтовые открытки, а также карандаши...», которую он исполнил в своём первом фильме «Ферма повешенного» - «крестьянской» мелодраме Жана Древиля (1945). Участвовал в радиопередачах Жан-Жака Виталя и Франсиса Бланша, позже был занят в опереттах («Добрая хозяйка», «Цветочная улица») и в театре («Кипящий Ахилл» в постановке Поля Нивуа). В течение десяти лет создавал образы «счастливых дурачков», появляясь то в тряпье чистильщика стёкол («Через окно»), то бравого жандарма («Король Пандор» / «Король жандармов»), то нелепого слуги (Планше в «Трёх мушкетёрах»). Но Бурвиль был «не так глуп», как хотел казаться. Репутация настоящего комедианта приходит к нему после съёмок у Клузо (продрогший влюблённый в фильме «Микетта и её мать»), Саши Гитри (хранитель музея в фильме «Если бы мне рассказали о Версале» / «Тайны Версаля»). Он даже попробовал свои силы в драме: «Один в Париже». В 1956 произошла его встреча с Жаном Габеном и Луи де Фюнесом на съёмочной площадке фильма «Пересекая Париж» (др. «Через Париж»), в котором он играл торговца чёрного рынка - то ли нытика, то ли хвастуна. В этом персонаже без труда распознавался «средний» француз. Роль была отмечена главным призом на Международном кинофестивале в Венеции. «Я хотел бы смешить качественно», - заявил однажды Бурвиль. И он добился этого спустя десять лет, играя всё более содержательные роли в фильмах Клода Отан-Лара («Зелёная кобыла» / «Зелёная лошадь»), Алекса Жоффе («Фортуна» / «Ноэль Фортуна» / «Фортунат» и «Красные короткие штанишки» / «Красные штаны»), двойную роль в фильме Рене Клера «Всё золото мира», и, в особенности, роли необычные, почти сюрреалистические (грабитель церкви, преподаватель-спорщик, сексолог в бегах) у Жан-Пьера Моки («Странный прихожанин», «Великий страх» / «Большой страх», «Большая стирка», «Эталон» / «Большая случка»). Он подтверждает, что способен играть людей страшных (Тенардье в «Отверженных», версия 1957), убогих чудаков («Двустворчатое зеркало» / «Призрачное счастье»), лесников с добрым сердцем («Крикуны» / «Лужённые глотки» / «Лесорубы»), что не мешает ему сниматься в своём обычном амплуа у Жерара Ури («Разиня», «Большая прогулка», «Мозг» / «Супермозг»). Его лучшей ролью, без сомнения, является предпоследняя, неожиданная роль бесстрастного и упорного комиссара Маттеи в фильме Жан-Пьера Мельвиля «Красный круг». Впервые в титрах фильма появляется его имя - Андре Бурвиль. Сражённый раком он умирает за несколько дней до появления этого фильма на экранах.
Смотреть мультфильм «Grrr!..» (1952). Автор сценария Бурвиль.
Бурвиль с сыновьями Филиппом и Домиником в Советском Союзе во время Московского кинофестиваля. Красная площадь, 1967.
Фильмы:
- «Ферма повешенного» (Ж. Древиль, 1945)
- «Не так уж глуп» (А. Бертомьё, 1947)
- «Белый, как снег» (Бертомьё, 1948)
- «Через окно» (Ж. Гранжье, 1948)
- «Сердце на ладони» (др. «Добрая душа», Бертомьё, 1949)
- «Микетта и её мать» (А.-Ж. Клузо, 1950)
- «Король Пандор» (др. «Король жандармов», Бертомьё, 1950)
- «Садовник госпожи Юссон» (др. «Избранник мадам Юссон», Ж. Буайе, 1950)
- «Сим-Сим, откройся» (др. «Гару-Гару, проходящий сквозь стены», Буайе, 1951)
- «Один в Париже» (А. Бромберже,
19521951) - «Нормандская дыра» (др. «Харчевня "Нормандская дыра"», Буайе, 1952)
- «Сто франков за секунду» (Буайе, 1952)
- «Три мушкетёра» (А. Юнбель, 1953)
- «Если бы мне рассказали о Версале» (др. «Тайны Версаля», С. Гитри, 1954)
- «Младший Руссель» (др. «Кадет Руссель», Юнбель, 1954)
- «Апрельская рыбка» (др. «Апрельская шутка», К. Гранжье, 1954)
- «Связан по рукам и ногам» (др. «Связанный по рукам и ногам», К. Лефранк, 1955)
- «Гусары» (А. Жоффе, 1955)
- «Пересекая Париж» (др. «Через Париж», К. Отан-Лара, 1956)
- «Певец из Мексики» (др. «Певец из Мехико», Р. Потье, 1956)
- «Серенада для Техаса» (др. «Техасская серенада», Потье, 1958)
- «Отверженные» (Ж.-П. Ле Шануа, 1958)
- «Весёленькое воскресенье» (др. «Странное воскресенье», М. Аллегре, 1958)
- «Призрачное счастье» (др. «Двустворчатое зеркало», А. Кайат, 1958)
- «Самый длинный путь» (др. «Дорога школяров» / «Дальняя дорога», М. Буарон, 1959)
- «Ноэль Фортуна» (др. «Фортуна» / «Фортунат», Жоффе, 1960)
- «Капитан» (Юнбель, 1960)
- «Всё золото мира» (Р. Клер, 1961)
- «Нервотрёпка» (др. «Тракассен» / «Замотанный человек, или радости городской жизни», Жоффе, 1961)
- «Красные короткие штанишки» (Жоффе, 1962)
- «Самый длинный день» (Жоффе, 1962)
- «Правое дело» (др. «Веские доказательства» / «Благие намерения», Кристиан-Жак, 1963)
- «Странный прихожанин» (Ж.-П. Моки, 1963)
- «Клад Жозефа» (др. «Денежки Жозефы», К. Отан-Лара, 1963)
- «Стряпня на сливочном масле» (др. «Муж моей жены» / «Только на масле», Гранжье, 1963)
- «Великий страх» (др. «Большой страх» / «Большой испуг», Моки, 1964)
- «Разиня» (Ж. Ури, 1964)
- «Секретная война» (др. «Тайная война», Кристиан-Жак, 1965)
- «Большой барабан» (др. «Большая касса», Жоффе, 1965)
- «Крикуны» (др. «Лужённые глотки» / «Лесорубы», Р. Энрико, 1966)
- «Большая прогулка» (Ури, 1966)
- «Три беспокойных ребёнка» (др. «Трое бездельников», Л. Жоаннон, 1966)
- «Семья Арно» (Жоаннон, 1967)
- «Знатоки» (др. «Асы» / «Велогонщики», Жоффе, 1968)
- «Большая стирка» (Моки, 1968)
- «Туго набитый» (др. «Бросок в Монте-Карло!» / «Автопробег до Монте-Карло», Кен Аннакен, 1969, Великобритания)
- «Мозг» (др. «Супермозг», Ури, 1969)
- «Эталон» (др. «Большая случка», Моки, 1969)
- «Новогодняя ёлка» (др. «Рождественская ёлка», Т. Юнг, 1969, Великобритания)
- «Красный круг» (Мельвиль, 1970)
- «Стена Атлантики» (др. «Атлантический вал», Камю, 1970)
Луи де Фюнес, Жерар Ури и Бурвиль на съёмках фильм «Большая прогулка».
Бурвиль.
Бурвиль в фильме «Разиня».
Бурвиль в фильмах Жан-Пьера Моки: «Эталон» (фото "A"), «Большая стирка» (фото "B"), «Странный прихожанин» (фото "C"), «Великий страх» (фото "D").
Более подробную информацию об актёре можно найти в разделе о Бурвиле.
IMDb: nm0100186.