СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Филип, Жерар
ФИЛИП (Philip, позднее - Philipe) Жерар (Gérard) (Канн, 1922 - Париж, 1959), французский актёр и кинематографист. Для поколения послевоенных лет он был воплощением молодости, чистоты и юношеского обаяния. Первый успех пришёл к нему в театре, где нельзя было не заметить его изящества и привлекательности. Он дебютировал в «Казино» Ниццы в комедии Андре Руссена «Просто взрослая девушка», затем покорил чопорный Париж, куда его пригласил Дукин на роль ангела в пьесе «Содом и Гоморра». После этого он сыграл графа Блана из пьесы «Федериго» (по Мериме), Калигулу Альбера Камю (первая главная роль, ставшая первым большим успехом), поэта из «Богоявлений» своего друга Анри Пишета, который вскоре написал для него пьесу «Нюклеа». Так от роли к роли начинал складываться его миф. В 1951 он был принят в труппу Национального народного театра, где его ожидал триумф, в основе которого лежали поразительная способность перевоплощения и стремление достичь полного тождества со своими героями: Родриго в «Сиде», принца Гамбургского, Лорендзаччио, Ричарда II, Рюи Блаза, Октавия в пьесе «С любовью не шутят» и др.
Почти одновременно с началом театральной карьеры его стали приглашать на съёмки в кино, главным образом потому, что продюсеры видели в нём прекрасную замену Ж.-П. Омону и Клоду Дофену. Марк Аллегре предложил ему сыграть роль Фила в экранизации романа Колетт «Молодо зелено», но проект не осуществился (к тому же актёр был уже недостаточно молод для этой роли). После того как он снялся в эпизодической роли в фильме «Шкатулка сновидений» / «Шкатулка снов», Филип (к тому времени прибавивший немое «е» к своей фамилии, «чтобы она состояла из 13 букв») официально дебютировал в фильме «Малютки с набережной Цветов» / «Малышки с набережной цветов» / «Девушки с Набережной цветов», где он играл в ансамбле с Одеттой Жуайо и Даниель Делорм. Работа эта оказалась несколько сыроватой, как и его следующая роль в фильме «Страна без звёзд», снятом в 1946, хотя здесь, в феерическом мире Пьера Вери, он уже чувствовал себя достаточно свободно. Зато вдохновенная трактовка образа князя Мышкина в фильме «Идиот» сразу выдвинула его в ряд лучших исполнителей романтических героев, так как именно он, Жерар Филип, а не Эдвидж Фёйер и не Достоевский, был главным действующим лицом картины. Как писал Жак Дониоль-Валькроз в журнале «Cinémonde»: «Есть он... и есть другие. Незначительное усилие, едва уловимый жест, и он стал «Идиотом». Бросает в дрожь при мысли, что мог бы не раскрыться такой талант...». Его второй «звёздной» ролью стал Франсуа («Дьявол во плоти»), молодой бунтарь, открыто выступивший против буржуазной морали. Картина возмутила обывателей, но побила все кассовые рекорды. Эта роль принесла актёру приз за исполнительское искусство на фестивале в Брюсселе. С тех пор ему стали предлагать роли, достойные его таланта: Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»), Фауст («Красота дьявола»), робкий мечтатель («Жюльетта, или Ключ к сновидениям»), бравый солдат («Фанфан-Тюльпан»), Жюльен Сорель («Красное и чёрное»), наконец, Тиль Уленшпигель, фламандский Мандрен, персонаж настолько соответствующий его чаяниям, что он решил выступить на этот раз в роли режиссёра (пригласив техническим консультантом Йориса Ивенса). Опыт не оправдал надежд. Сыну юга, ему недоставало фламандской выразительности; его добродушный юмор оказался слишком лёгким для пикантной эпопеи Шарля де Костера. Следует отметить, что режиссура фильма, которая принесла ему громкую славу, оставляла желать лучшего или вовсе отсутствовала. Всё складывалось так, как будто ему самому, блестящему актёру, нужны были блеклые декорации, чтобы царствовать одному, как и на театральной сцене. Кроме того, проявилась другая сторона его дарования, более сложная и тонкая и, несомненно, лучше соответствующая требованиям экрана. Необъяснимый парадокс, но публика меньше ценила его в великолепных ролях, где он изображал таких героев, как: порочный лейтенант («Карусель»), опустившийся врач, полностью утративший остатки гордости («Горделивые» / «Гордецы»); странный и обаятельный «Господин Рипуа», циничный беглец, живущий на средства немолодых женщин; художник, страдающий от алкоголизма и тягот жизни («Монпарнас, 19»), а также Октав Муре («Накипь» / «Чужие жены»), свободно плавающий в мутных водах буржуазного лицемерия. Хотя можно было без колебаний предпочесть этого испорченного денди модному портрету человека с приятным цветом лица и чистой совестью, из которого парижские молодые работницы 50-х сделали кумира. Дело не только в том, что этот образ требовал от актёра (тяготеющего к положительным героям) серьёзнейшей работы и пластики перевоплощения, но и качества режиссуры: ведь этот порочный герой жил в фильмах таких признанных мастеров, как Офюльс, Клеман, Дювивье, Беккер. Вадим, предложивший ему роль вероломного Вальмона («Опасные связи»), редко на кого возлагал столь радужные надежды.
Жерар Филип в Москве в рамках "Недели французского кино". Красная Площадь, 20 октября 1955.
В 1951 Жерар Филип женился на Николь Фурсад, взявшей после замужества имя Анн Филип. После смерти мужа, скоропостижно скончавшегося в 37 лет, она написала книгу воспоминаний о нём: «Время позднего ужина» (1963).
Фильмы:
- «Малютки с набережной Цветов» («Малышки с набережной цветов» / «Девушки с Набережной цветов», М. Аллегре, 1944)
- «Шкатулка сновидений» (др. «Шкатулка снов», М. Аллегре, 1945)
- «Схема идентификации» (короткометражный, экспериментальный, А. Рене, 1945)
- «Страна без звёзд» (Ж. Лакомб, 1946)
- «Открыто на учёт» (экспериментальный, Рене, 1946)
- «Идиот» (К. Лампен, 1946)
- «Дьявол во плоти» (К. Отан-Лара, 1947)
- «Пармская обитель» (Кристиан-Жак, 1948)
- «Какой прелестный маленький пляж» («Такой прелестный маленький пляж» / «Такой красивый маленький пляж», И. Аллегре, 1949)
- «Все дороги ведут в Рим» (Жан Буайе, 1949)
- «Красота дьявола» (Р. Клер, 1950)
- «Карусель» (М. Офюльс, 1950)
- «Потерянные сувениры» (др. «Потерянные воспоминания», Кристиан-Жак, 1950)
- «Жюльетта, или Ключ к сновидениям» (М. Карне, 1951)
- «Фанфан-Тюльпан» (Кристиан-Жак, 1952)
- «Семь смертных грехов» (И. Аллегре, 1952)
- «Ночные красавицы» (Клер, 1952)
- «Горделивые» (др. «Гордецы», И. Аллегре, 1953)
- «Любовники с виллы Боргезе» (др. «Вилла Боргезе», Д. Франчиолини, 1953)
- «Если бы мне рассказали о Версале» («Если бы Версаль поведал мне» / «Тайны Версаля», С. Гитри, 1954)
- «Господин Рипуа» (Р. Клеман, 1954)
- «Красное и чёрное» (Отан-Лара, 1954)
- «Большие маневры» (Клер, 1955)
- «Если бы нам рассказали о Париже» («Когда б Париж поведал нам» / «Кто-бы нам рассказал про Париж», Гитри,
19551956) - «Лучшая доля» (др. «Лучшие годы», И. Аллегре, 1956)
- «Приключения Тиля Уленшпигеля» (Ж. Филип, 1956)
- «Накипь» (др. «Чужие жены», Ж. Дювивье, 1957)
- «Жизнь вдвоём» (Клеман Дюур, 1958)
- «Монпарнас, 19» (Ж. Беккер, 1958)
- «Игрок» (Отан-Лара, 1958)
- «Опасные связи» (Р. Вадим,
19601959) - «Лихорадка пришла в Эль-Пао» (др. «Лихорадка приходит в Эль-Пао», Л. Буньюэль,
19601959)
Жерар Филип сыграл самого себя в фильмах: «Драмы Булонского леса» (короткометражный, Ж. Лоев, 1947), «Авиньон, бастион Прованса» (короткометражный, Джеймс Гене, 1951), «Национальный народный театр» (короткометражный, Ж. Франжю, 1956). Читал тексты за кадром в фильмах: «Святой Луи, ангел мира» (Робер Дарен, 1950), «С Андре Жидом» (М. Аллегре, 1952), «Священный лес» (Поль Доминик Гессо, 1954) - и записал множество пластинок (в том числе «Маленький Принц»).
В 1990 Жерара Филипа посмертно наградили премией Почётный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе.
Жерар Филип.
Жерар Филип.
Жерар Филип.
IMDb: nm0679959.