СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(с дополнениями, ред. 2020)Соте, Клод
СОТЕ (Sautet) Клод (Claude) (Монруж, 1924 - Париж, 2000), французский сценарист и кинематографист. Получив образование на факультете декоративного искусства, после войны он обратился к кинематографу и два года посещал занятия в IDHEC (Институт высшего кинематографического образования (кинематографических исследований)), затем в течение десяти лет работал ассистентом. Параллельно публиковал критические статьи в области музыки в журнале «Combat». В этот период он снял один короткометражный фильм («Мы больше не пойдём в лес», 1951) и свою первую полнометражную картину «День добрый, улыбка» (др. «Здравствуй, улыбка!», 1956) с Анри Сальвадором и Анни Корди, интересную разве только с точки зрения ученичества.
После выхода на экраны в 1960 фильма, снятого по роману Жозе Джованни, «Взвесь весь риск» / «Раскалённый асфальт» (с участием Лино Вентура и Ж.-П. Бельмондо) Соте был признан профессионалом. Часть критиков была поражена тем, с какой уверенностью поставлен и снят фильм. Пять лет спустя появился фильм «Оружие для левши» / «Сыграть в ящик» / «Оружие для революции» (по мотивам произведений Чарльза Уильямса, с Лино Вентура и Лео Гордоном в главных ролях), который подтвердил незаурядный талант мастера, в то же время дезориентировав комментаторов, увидевших в Соте кинематографиста чистого действия, испытавшего влияние фильмами Уолша и Зигеля.
Соте принял участие в осуществлении десятков кинопроектов, что создало ему репутацию плодотворно работающего сценариста. К его помощи прибегали в тех случаях, когда появлялась угроза провалить постановку, а работа заходила в тупик. При этом его имя зачастую даже отсутствовало в титрах. Мало известный в то время широкой публике, он приобрёл прочную репутацию знатока своего дела.
Фильм «Мелочи жизни» (приз Луи Деллюка в 1970) внезапно вывел его в разряд ведущих кинематографистов современности и послужил основанием для ещё одного недоразумения. В нём захотели увидеть лишь социолога, который находит удовольствие в описании сердечных переживаний и финансовых проблем французской буржуазии.
Не подлежит сомнению тот факт, что восемь фильмов, снятых им в промежутке между фильмами «Мелочи жизни» (1970)и «Официант!» (др. «Гарсон!», 1983), по сценариям, написанным самим Соте в соавторстве либо с Жан-Лу Дабади, либо с Клодом Нероном, или с Жан-Полем Тороком, показали доступными средствами феномен современного французского общества. Однако стремление что-либо доказать таким показом удаляет его от задач, которые он декларировал в 1971: «У меня нет никакого умозрительного представления о чём бы то ни было в то время, когда я пишу сценарий. В определённый момент события неизбежно выстраиваются таким образом, что становится невозможным их игнорировать». Или ещё одна цитата: «Сравнение я вижу только с музыкой, в самом основании которой заложен определённый тип гармонии, согласованности или ритма, который, не взирая на особенности конкретного воплощения, предопределяет финал при помощи глубинной логики» («Positi-f», № 126).
Это понятие «глубинной логики» служит объяснением как самого произведения, так и отношения к нему. Соте всегда был неторопливо работающим кинематографистом (он снимал всего по одному фильму каждые два года; если его деятельность и приобрела некоторый размах между 1970 и 1973, то это произошло вследствие того, что у него в запасе был готовый сценарий фильма «Сезар и Розали»), мысли и заметки которого облекаются в форму в процессе своеобразного противоборства со сценаристом. Развитие сюжета начинается с простейшей ситуации с участием двух персонажей в замкнутом пространстве. Затем возникает группа, расширяется пространство для действия, появляется драматическое напряжение, тщательным образом продуманное ещё до начала съёмок.
Феномен Соте-кинематографиста во многом оказался обязан успешной работе с актёрами, достаточно редкому сотрудничеству для французского кино («кроме ощущения музыки, возникающего в ходе съёмок, одним из моих сущностных пристрастий является верховенство над актёрами»), а также дружбе с несколькими великими актёрами, которые умели одновременно повиноваться и восхищаться этим человеком. Это Роми Шнайдер (с её участием Соте снял пять фильмов, начиная с фильма «Мелочи жизни» и заканчивая фильмом «Простая история» / «У каждого свой шанс»), Мишель Пикколи (четыре фильма), Ив Монтан (три фильма, в число которых входит «Официант!» / «Гарсон!», рассчитанный именно на этого актёра).
Клод Соте и Эммануэль Беар на 18-й церемонии вручения наград премии «Сезар» (1993). Премия за фильм «Сердце зимой» (1992) в категории "Лучшая режиссура".
Соте мало заботится о внешней привлекательности. Он хочет быть предельно точным. От своего постоянного оператора Жана Боффети он требует кадр без эффектов, даже в том случае, когда возникает необходимость усложнённой съёмки, к примеру последний эпизод фильма «Мадо» (под дождём и в грязи) или планы бистро и пивной с зеркальными декорациями, расширяющими пространство и увеличивающими возможность претворения самых немыслимых идей. Механизм повествования, равно как и движение камеры, привлекают его возможностью осуществления «конкретного подхода к персонажам».
Стремление к правдоподобию, свойственное Соте, позволяет считать его наследником итальянских мастеров, а также приверженцем французской традиции в лице Жака Беккера, кинематографиста, оказавшею на Соте, по его собственному признанию, наибольшее влияние. Соте отвергает навязываемый ему ярлык реалиста, вступая при этом на «царский путь», начало которому положил Жан Ренуар. «Реализм - слово призрачное... Само художественное время фильма доказывает, что реализм не существует» - это высказывание Соте относится к 1970. А вот что говорил Ренуар в 1935: «Дать определение реализму в условиях существования опосредований, необходимых для объяснения самой действительности, достаточно сложно». Как и Ренуар, Соте в меньшей степени социолог, психолог, чем моралист. Он может снимать лишь в том случае, если понимает сущность снимаемого, и при условии, что съёмки будут проходить в общественной среде, для которой изначально характерны сложность и противоречивость.
Фильмы:
- «День добрый, улыбка» (др. «Здравствуй, улыбка!», 1956)
- «Взвесь весь риск» (др. «Раскалённый асфальт», 1960)
- «Оружие для левши» («Сыграть в ящик» / «Оружие для революции», 1965)
- «Мелочи жизни» (1970)
- «Макс и жестянщики» (1971)
- «Сезар и Розали» (1972)
- «Винсент, Франсуа, Поль и другие» (др. «Венсан, Франсуа, Поль и другие», 1974)
- «Мадо (1976)
- «Простая история» (др. «У каждого свой шанс», 1978)
- «Плохой сын» (1980)
- «Официант!» (др. «Гарсон!», 1983)
- «Несколько дней со мной» (1988)
- «Сердце зимой» (др. «Ледяное сердце», 1992)
- «Нелли и месье Арно» (1995, премия «Сезар» в 1996)
Клод Соте на съёмках фильмов: «Винсент, Франсуа, Поль и другие» (1974, фото "A"), «Сезар и Розали» (1972, фото "B").
Клод Соте на съёмках фильмов: «Несколько дней со мной» (1988, фото "A"), «Нелли и месье Арно» (1995, фото "B").
IMDb: nm0767110.