«Скромное обаяние таланта», 2011 год.
Статья Александра Минаева «Скромное обаяние таланта», 2011 год.
Отец Андре Рембура погиб в первую мировую войну ещё до рождения мальчика. Мать вернулась в свою деревню Бурвилль, между Дьеппом и Фекампом, где снова вышла замуж за вдовца по фамилии Менар (от которого родила ещё троих детей). Название селения, где прошло детство будущего артиста стало впоследствии его сценическим и экранным псевдонимом.
После окончания средней школы, где Андре слыл недисциплинированным шалопаем пятнадцатилетний сын землепашца был отдан в подмастерья пекаря в город Руан. Несмотря на то, что пекарь - профессия хлебная в буквальном смысле слова, юноша всерьёз увлёкся другим делом – музыкой и уже не мог оставить это занятие. Андре освоил мандолину, аккордеон и корнет.
Скучая по родным местам, он вернулся из Руана в свою деревню. Он рано почувствовал тягу к актёрству и ещё до ученичества был кем то вроде клоуна на традиционных сельских праздниках – всегда смешил людей с удовольствием. Перед самой службой в армии и после неё, юноша участвовал во всевозможных музыкальных радио-конкурсах и не раз удостаивался призов. В один из вечеров 1936 года Андре выступил приглашённым музыкантом на концерте Фернанделя, который был кумиром начинающего артиста...
1938 год – это пик активности Андре Рембура на радио, где он, за небольшие гонорары, принимал участие в различных развлекательных программах и, постепенно, приобрёл известность. Вскоре началась вторая мировая война. Андре Рембур служил трубачом в пехотном полку. Капитуляция французской армии застала его в Пау, в предгорьях Пиринеев. Добравшись до оккупированного Парижа бывший солдат жил там на нелегальном положении, перебивался случайными заработками, пытаясь найти применение своему артистическому дару.
В паре с аккордеонистом Этьеном Лорином Андре изредка выступал в кабаре в образе деревенского увальня – тесноватый костюмчик, смешной чубчик. Подражая любимому Фернанделю Андре с успехом выступил в комедийно-музыкальной пьесе «Игнас» и взял псевдоним Андрель (так же, как Фернан стал Фернанделем). На сцене Андрель забавен, он смешон, симпатичен, узнаваем, как тип и он, в конце концов становится столичным артистом.
В 1941 ом году Андре Рембур впервые встаёт перед кинокамерой на съёмках фильма «Звёздные круизы», но его имя не попадает в титры. Впрочем, судьба готовит ему радостную компенсацию – начав зарабатывать постоянно, 23 января 1943 года Андре женится на верной подруге юности Жанне.
В конце 40-х годов Андрель выступает как автор шутливых песен и монологов, исполняет их в своём сценическом образе простака из провинции. В этом образе Рембур начинает карьеру в кино. Названия первых фильмов почти символичны - «Не так глуп», «Сердце на ладони». Да, он открыт, прост, но он не дурачок. Франция уже улыбается при звуках его песен, при виде его угловатой фигуры и крестьянского лица со слегка скошенным носом.
Освободившийся Париж – это уже город Бурвиля – таков второй и пожизненный псевдоним Андре Рембура. В октябре 1945 ого года он присоединяется к музыкальной группе Сен-Гренье, а затем заключает контракт со звукозаписывающей фирмой "Пате Маркони". Бурвиль желанный гость на радиопередачах Жан-Жака Виталя и Франсиса Бланша. Зрители смеются когда он поёт свою знаменитую «Она продавала почтовые открытки, а также карандаши...», в фильме «Ферма повешенного».
Кино, между тем, постепенно становится главной сферой проявления талантов Бурвиля. Его привлекают к сотрудничеству такие режиссёры, как Анри-Жорж Клузо, Клод Отан-Лара, Жан-Поль Ле Шануа и Алекс Жоффе. Постепенно Бурвиль входит в ряд первоклассных звёзд французского кино – Фернандель, Жан Габен, Мишель Симон, Бернар Блие. Наряду с комедийным даром он обнаруживает способность передавать драматические характеры. Но главное – это всё же комедия! Бурвиль находит свой, органичный для него и такой привлекательный образ простоватого на вид, но смышлёного, слегка сентиментального француза с сельскими корнями. Крестьянское прошлое самого Бурвиля способствовало правдивости этого образа маски. Под простотой первого слоя артист умел проявить второе свойство найденного характера – природный ум, упорство, приверженность традиционным ценностям и тонкое чувство юмора. Он с одинаковым успехом играл в музыкальных лентах рядом с Жоржем Гетре и Луисом Мариано, в экранизациях авантюрных романов «плаща и шпаги» с Жоржем Маршалем и Жаном Марэ. Сотрудничество с режиссёром Жераром Ури и партнёрство с Луи де Фюнесом подарили зрителю две блистательные комедии «Разиня» и «Большая прогулка». В этих фильмах, ставших хитами кинопроката по всей Европе, включая СССР характер персонажа Бурвиля как нельзя более удачно контрастирует с персонажами де Фюнеса – энергичными, амбициозными непоседами, неизменно «тянущими одеяло на себя». Запомнились зрителю и были высоко оценены критикой роли Бурвиля в фильмах таких мастеров, как Робер Энрико, Жан-Пьер Моки и Жан-Пьер Мельвилль.
Бурвиль был очень интеллигентным человеком. Его лучший друг и сосед знаменитый поэт исполнитель песен Жорж Брассанс отзывался о нём как о великолепном человеке. Другом Бурвиля был философ Жан-Поль Сартр. В конце 60-х гг. Бурвиль был в самом расцвете творческих сил, в его планах была даже совместная франко–советская постановка. Об этой идее актёр рассказал в 1969 году на Московском МКФ. Уже тогда он знал, что неизлечимо болен и стремился успеть сделать больше. Поэтому он не внял советам врачей, рекомендовавших ему отдых и в последние годы работал с тою же отдачей, что и всегда. Жерар Ури уже видел контуры третьей своей комедии с тандемом великих комиков, но в «Мании величия» Бурвиль сняться уже не успел - 23 сентября 1970 года Андре Рембур умер от рака крови всего в 53 года. Рядом были верная жена и два его сына - Доминик и Филипп. Он оставил им, всем французам (и не только) свои песни и полсотни фильмов, в которых навсегда сохранился огромный талант «скромного» артиста.