Боб. «Поколение настоящей любви».
Автор Боб. Рецензия на фильм «Антуан и Антуанетта» (1947).
Опубликовано на Кинопоиске 27 апреля 2008 года.
Совершенно очаровательный французский фильм, который станет бесценным приобретением для любого почитателя киноклассики.
«Антуан и Антуанетта» шёл в советских кинотеатрах ещё в далёком 1955, то есть более полувека назад, что для кино кажется невероятно долгим промежутком времени: даже мои родители не смогли бы попасть на этот фильм при всём своём желании, поскольку до их рождения оставался ещё не один год. Но сам фильм — гораздо старше, ведь в СССР фильмы зачастую демонстрировались не сразу после выхода. Выход этой ленты датируется 1947 годом! Более 60 лет назад! Фильм на год старше Стивена Спилберга, чьи «Челюсти» и «Инопланетянин», соответственно 1975 и 1982 годов, уже считаются нетленной классикой. Какой же древней и технически несовершенной может казаться современному зрителю, перекормленному спецэффектами и вскормленному уже блокбастерами эта чёрно-белая лента наших, которая нравилась нашим бабушкам и прабабушкам.
К чему я развёл этот разговор о возрасте фильма? К чему эти параллели со Спилбергом и т.д.? Конечно, я веду к единственной мысли о том, что фильм совершенно не устарел, не потерял своего огромного обаяния и чувственности, смотрится великолепно и вызывает целую гамму положительных эмоций. Это я и к тому, что такие фильмы просто не способны устаревать — как бы технически несовершенны ни казались сейчас «Челюсти», они по-прежнему на порядок лучше 90% современных блокбастеров, и заставляют восхищаться мастерством режиссёра, какой бы наивной сказочкой ни казался «Антуан и Антуанетта», его смотреть приятнее, чем современные фильмы, даже и французские.
По стилю и художественному воплощению он напоминает другую бытовую и невероятно милую комедию «Папа, мама, служанка и я», снятую в 1954, а по фабуле — гайдаевское «Спортлото-82». Из сюжета о потерянном лотерейном билете получилась волнующая история любви. Правда, почти всё действие происходит в одной квартире, но от этого фильм не становится хуже: прекрасно прописанные в сценарии и отлично воплощённые актёрами характеры героев, многочисленные «случайности» в сюжете, лёгкая авантюрная комедийность, мастерство постановщика — не дают заскучать от некоторой «театральности» фильма.
Не делая из этой истории ничего особенного, Жак Беккер создал практически совершенное кино, где надо всем господствует атмосфера неугасимого семейного счастья, которое не могут испортить ни мелкие неурядицы, ни большие потери, ни надоедливые соседи, ни аморальные стариканы, ни бедность, ни крикливый начальник... Любовь победит и недоверие, и бедность, и глупость, и обязательно вознаградит влюблённых. Абсолютная идиллия, воцаряющаяся на экране в финале, вовсе не коробит, наоборот, она настолько искренна, эмоциональна и несёт столько доброжелательности молодым семьям, что в неё веришь безоговорочно. Хочешь верить. У этих людей, у этого молодого послевоенного поколения нет ничего и никого, кроме друг друга, но в этом и заключается их главное богатство. Богаты друг другом, их имущество — любовь, не покупается и не продаётся.
К тому же разыгрывают эту историю актёры настолько обаятельные, что с готовностью принимаешь все условности, предлагаемые режиссёром. В главной роли — Роже Пиго — актёр с честным взглядом, курчавыми волосами и застенчивой улыбкой. Не красавчик, не харизматик, как Жан Марэ, и не ангел-красавец, как Ален Делон, но безмерно человечный актёр, у которого получился совершенно живой характер, человек из соседнего дома — одновременно немножко растяпа, немножко ревнивец, немножко чудак и чуть-чуть трус, но обожающий свою молодую жену.
Впрочем, трудно не обожать Клэр Маффей. Я её больше нигде, кажется, не видел. Иначе бы запомнил. Глаза — как у Одри Хэпберн, забыть их трудно. Настоящая французская красавица послевоенной поры, когда ещё скромность, добродетель, шарм были идеалом французской женщины, и Бриджит Бардо с Катрин Денев не превратили её в объект сексуального вожделения и неуёмной страсти мужчин. В отличие от Бардо, Клэр Маффей вовсе не хочется обладать — её хочется любить и носить на руках — так она женственна, чиста и преданна.
Эти главные герои сыграли любовь такой, какой она, наверное, была бы у Ромео и Джульетты, если бы они всё-таки смогли бы пожениться. Но понравился мне и главный негодяй фильма в исполнении Ноэля Роквера — похотливый старый пень, сперва комичный, а затем попросту омерзительный и страшный. Сыграно блестяще.
Кстати, в фильме буквально на 10 секунд мелькает великий Луи де Фюнес. Правда, тогда Луи не был великим, он просто был парнем, который очень хотел играть в кино, но которого упорно не хотели замечать. Впрочем, смотря тихие, сентиментальные и добрые комедии 40-50-х, трудно не понять, почему в них Луи не было места — слишком темпераментный, слишком яркий, слишком горячий, слишком быстрый.
Он стал королём комедии в 60-х, когда французская комедия отойдя от «салонности» («салонным» фильм смотрится только теперь, сюжетно и стилистически он совершенно лишён изысков и по-настоящему «пролетарский», вроде наших «Неподдающихся», только по-французски элегантно), и лёгких жизненных зарисовок, сюжетами которых были потери лотерейного билета, походы на рыбалку, семейные ссоры и т.п. к эксцентрике и буффонаде, в чем де Фюнес был и остаётся непревзойдённым мастером. Говорят, что работа актёра исчезает в тот момент, когда кончается фильм. Возможно. Но это не случай де Фюнеса: он стал настолько легендарной личностью позже, что его ранние появления в таких вот фильмах, стали объектом усиленного поиска фанов французского комика и комедии вообще. Я тоже бесконечно рад, что кино дало нам шанс увидеть де Фюнеса совсем молодого, жгучего брюнета без намёка на лысину, даже, пожалуй, красивого. Роль крошечная, и, конечно, ей далеко до «Фантомасов», «Жандармов», «Больших прогулок», с которыми чаще всего ассоциируется имя комика, но зато мы имеем возможность от фильма к фильму наблюдать рост и постепенное формирование Луи де Фюнеса, как гениального комика.
Для знатоков замечу, что одну из ролей сыграл Жерар Ури — не менее гениальный комедиограф, поставивший впоследствии лучшие фильмы де Фюнеса, Ришара, Бурвиля, Клавье, Бельмондо.
Но буду честен: присутствие де Фюнеса интересно лишь таким поклонникам его творчества, как я. Другой его даже и не заметит. Но, вне зависимости от этого, фильм действительно великолепный и классический. Милая, интеллигентная французская комедия — уникальный шанс на полтора часа погрузиться в совершенно идеальный мир семейного счастья и элегантного юмора. Кстати, фильм в своё время был удостоен премии на Каннском кинофестивале с формулировкой «За лучший фильм о любви и психологии человеческих отношений». Я с этой формулировкой совершенно согласен. Много вы знаете комедий, достойных признания Каннского фестиваля?
И напоследок совет: умоляю вас, никаких пиратских «гнусавых» переводов. Фильм великолепно переведён в советское время, и вряд ли стерпит посягательства горе-переводчиков. Либо по-французски, либо советский дубляж. В других вариантах смотреть фильм не имеет смысла.