«Увидев 16-летнюю Марину Влади, Высоцкий дал себе слово: однажды они поженятся»
Марина Обельченко. Журнал «Семь дней», №31, 1 - 7 августа 2022 года.
В России в 99 случаях из 100 французскую кинозвезду русского происхождения вспоминают в связи с величайшим бардом, поэтом и актёром Владимиром Высоцким. До самой смерти музыканта Марина была его женой, музой и лучшим другом. Но жизнь Влади была насыщенной — и в личном плане, и в карьере — и до, и после Высоцкого.
Ещё в 16 лет Марина снялась в главной роли в фильме «Колдунья» по мотивам повести русского писателя Александра Куприна «Олеся». И во Франции эта романтическая история любви пользовалась большим успехом. Необычная красота и очарование совсем юной актрисы приворожили сердца многочисленных зрителей. Но в Советском Союзе «Колдунья» стала настоящей сенсацией в кинопрокате. Именно в этом фильме Высоцкий впервые увидел Марину, и она его совершенно околдовала. Он пообещал себе, что когда-нибудь непременно женится на этой необычайно привлекательной девушке — яркой блондинке с прозрачными голубыми глазами.
Когда актриса в 1959 году впервые приехала в Москву на Неделю французского кино, к ней бросались толпы девушек, каждая из них — с распущенными светлыми волосами и чёлкой, как у Марины в «Колдунье». «Они меня целовали, я вся была в помаде», — с улыбкой вспоминала Влади. В этом экранном образе она была настолько убедительна, что многие зрители отождествляли актрису с её героиней. И ещё долго, уже после смерти Высоцкого, к ней будут приходить письма от почитателей — не только как к жене любимого всеми барда, но и как к «колдунье». Однажды случился казус, о котором Марина рассказала в своей книге: «После спектакля нас с Высоцким поджидали возле театра двое незнакомцев. Один представился моим поклонником из Тбилиси, который приехал за неё отомстить: «Мы с моим другом готовы убить того подлого негодяя, у которого нет жалости! Как он мог, как не пожалел? Камнем! Камнем даже собаку не убивают!» Наконец я начинаю понимать: Колдунья — юная дикарка — моя героиня из фильма, над которым рыдала вся Россия, погибает от руки невежественного крестьянина. И вот теперь этот человек хочет отомстить за ту, которую я сыграла. Он так свято поверил во всё это, что ему показалось совершенно естественным предложить свою помощь мне...»
НАЧАЛА СНИМАТЬСЯ В 11 ЛЕТЕкатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова — так звучит длинное, но настоящее имя актрисы — родилась 10 мая 1938 года во Франции, в коммуне Клиши-ла-Гаренн, в нескольких километрах от Парижа. Младшая из четырёх дочерей русских эмигрантов — оперного певца Владимира Полякова-Байдарова (псевдоним Влади Марина взяла в честь отца) и балерины Милицы Энвальд. Владимир Васильевич окончил Московскую консерваторию, но, когда началась Первая мировая война, мечтал попасть на фронт. Однако в царской России существовал закон, согласно которому единственного сына-кормильца не могли забрать в армию. Мать же его к тому времени уже овдовела. И тогда Владимир уехал во Францию, где выучился на лётчика (он ещё на родине увлёкся пилотированием), и добровольцем сражался вместе с французами, был ранен и получил награды от французского командования. После демобилизации его приняли в Парижскую оперу, пел он и в опере Монте-Карло. Был знаком с Модильяни, Матиссом и многими выдающимися артистами и художниками первой половины XX века. Мать, Милица Евгеньевна, дочь царского генерала Евгения Васильевича Энвальда, училась в Смольном институте благородных девиц. В 1919 году их семья уехала из России и осела в Белграде. Там Милица и встретилась с Владимиром Поляковым, приехавшим туда на гастроли, и вышла за него замуж. Они переехали в Париж, и на свет появились четыре дочки — Ольга, Татьяна, Милица и Марина.
На постере: на Московском международном кинофестивале (1965 г.); с Владимиром Высоцким на праздновании десятилетнего юбилея Театра на Таганке (1974 г.); с Морисом Роне в фильме «Колдунья» (1955 г.).
Марина училась балету в школе при Гранд-опера (её мать там одно время танцевала), но балетное будущее её не привлекало. Сестры обожали театр, играли в различных любительских спектаклях, а на «Трёх сестер» с участием Тани, Милицы и Марины приходил весь цвет парижского общества. Сестры Поляковы пользовались таким успехом, что в одном из самых популярных во Франции журналов «Пари матч» было сделано забавное предположение. Мол, не случайно псевдонимы, выбранные сёстрами, начинались на букву V (Ольга — Варен, Таня — Одиль Версуа, Милица — Элен Валье и Марина — Влади). Это знак и символ победы — слова, которое, как известно, начинается на эту же латинскую букву.
Но Марину театр интересовал гораздо меньше, чем кино. И свою первую роль в кино она сыграла в 11 лет — в мелодраме «Летняя гроза», где Одиль (Таня) исполняла главную роль. В 1952 году 14-летняя Марина снялась в фильме «Чёрные перья» с Марчелло Мастроянни и во время съёмок получила урок флирта от 27-летнего итальянца. Дальше флирта дело, по словам Влади, не пошло. Зато Мастроянни оказал ей огромную услугу — он познакомил девушку с самыми знаменитыми актёрами и режиссёрами, ввёл в богемные круги европейского кинотеатрального мира. Марина снималась много, в самых разных городах и странах. Её необычное лицо (в России оно казалось типично французским, а в Европе — славянским) и своеобразное дарование способствовали созданию и появлению нового женского образа. Она стала в середине 50-х и в 60-х годах воплощением иной женственности, не имеющей ничего общего с гламурным статусом секс-бомбы.
РОБЕР ОССЕЙН ВЛЮБИЛСЯ, КАК И ВЫСОЦКИЙКстати, во Франции Влади больше всего известна и чтима в качестве жены Робера Оссейна, французского актёра (у нас его знают прежде всего как Жоффрея де Пейрака из экранизаций пяти романов Анн и Сержа Голон об Анжелике) и режиссёра. Он, как и много позже Высоцкий, влюбился в Марину задолго до того, как смог реально проявить свои чувства. Оссейн тоже родился в семье эмигрантов, в Париже. Его настоящее имя — Абрахам Гусейнов, в нём намешано немало кровей, но сам он предпочитал считать себя русским и неплохо знал русский язык. Его отец взял во Франции псевдоним Андре Оссейн — он был талантливым музыкантом и композитором, сочинял музыку к фильмам сына. Мать, Анна Миневская, родилась в Киеве в семье богатого промышленника, училась, как и мать Марины, в Смольном институте, была пианисткой, театральной актрисой, прекрасно знала литературу и привила любовь к ней сыну. Неудивительно, что Робер Оссейн был вхож в дом Поляковых и впервые увидел Марину ещё совсем девочкой. Из четырёх сестёр Марина была младшей — хрупкая, голубоглазая, дьявольски красивая.
Оссейн безумно влюбился в Марину и, по его воспоминаниям, «скупал все журналы с её фотографиями, раздумывая, как покорить её сердце». И придумал. Пригласил сняться в своём режиссёрском дебюте — психологическом нуаре «Мерзавцы попадают в ад». Но его любовь Марина поначалу отвергла. Однажды сказала ему, что он «не её типаж», напрасно тратит своё время и ему нужно «вычерпать ложкой весь океан, чтобы стать её мужем». Но Оссейн не отступался. Они совершали романтические прогулки, много разговаривали. Спустя два года Марина всё-таки согласилась выйти за него замуж и родила в этом браке двоих сыновей — Игоря и Петра (Пьера).
На постере: в фильме «Принцесса Киевская» (1961 г.); с мужем Робером Оссейном (1959 г.); Мишель Мерсье и Робер Оссейн в фильме «Неукротимая Анжелика» (1967 г.).
Их с мужем творческий тандем отлично работал: или Марина снималась в фильмах Робера («Ты — яд», «Ночь шпионов»), или он был её партнёром, как в картине «Приговор», в 1959 году отмеченной на Московском международном кинофестивале. Но тем не менее брак довольно быстро распался. По словам Оссейна, их погубила «рутина», семейная лодка разбилась, как это часто бывает, о быт. В данном случае, Роберу надоело жить «в коллективе», «на ферме», то есть в большом доме Поляковых. Марина не хотела расставаться с сёстрами, матерью, родственниками, ей нравился их семейный уклад — долгие посиделки за чаем у самовара, бесконечные игры и разговоры. Ему иногда казалось, что он женат сразу на четырёх сёстрах, а не на одной Марине. Череда ссор и скандалов закончилась уходом Робера (в 1959 году, через четыре года после свадьбы). И даже двое маленьких сыновей не смогли сохранить брак. К тому же Оссейн не знал наверняка, любила ли его жена, он отвечал лишь за свою к ней любовь. Шанс воссоединиться у бывших супругов случился, когда их обоих пригласили сыграть в фильме «Анжелика, маркиза ангелов», экранизации первой книги из серии романов об Анжелике, написанных Анн и Сержем Голон. Но ничего не вышло. Марина ушла из проекта, и партнёршей Робера Оссейна в роли Анжелики стала актриса Мишель Мерсье, сделавшая себе имя этой ролью.
ОТКАЗАЛА РЕЖИССЁРУ ЖАН-ЛЮКУ ГОДАРУМного лет спустя в один из приездов в Россию Робер Оссейн в интервью сказал: «Сейчас мы дружим — нельзя ненавидеть бывших жён. Я наблюдал, как она была счастлива с Высоцким, — мы несколько раз встречались в Париже. Фраза Чехова «Скучно жить на этом свете, господа!» не про Высоцкого — он был неуёмный, с огромной душой, харизматичный... Я видел, как Марина страдала, когда его не стало, поддерживал её, когда у неё на руках умирал от рака её последний муж...»
После развода Влади продолжала с успехом играть со звёздами французского кинематографа Жаном Маре, Жераром Депардьё, Жаном Габеном, Филиппом Нуаре и у лучших режиссёров-новаторов, благодаря которым Франция в те годы считалась кинематографической Меккой в Европе. Жан-Люк Годар в 1966 году снял её в своём фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней». В начале фильма мужской голос за кадром обращается к зрителю: «Она — это Марина Влади, она актриса, на ней темно-синий свитер с двумя жёлтыми полосками. Она русская по происхождению. У неё тёмно-каштановые волосы. Или светло-каштановые, точно не знаю. Она повернула голову направо, но это не важно. Она — это Жюльетт Жансон, она здесь живёт...» После разрыва с Анной Кариной Годар искал новую музу и увлёкся Влади, даже сделал предложение. Но Марина Годару отказала...
В 1965 году вышла картина прославленного Орсона Уэллса «Полуночные колокола», законченный шедевр, полный режиссёрских открытий и озарений, на основе четырёх произведений Шекспира. Для Влади это была одна из немногих ролей на английском языке, она участвовала в блистательном актёрском ансамбле — с Жанной Моро, Джоном Гилгудом и самим Орсоном Уэллсом в главной роли Фальстафа.
На постере: с Николаем Гринько в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» (1969 г.); с Владимиром Высоцким (1978 г.).
В 1963 году актриса получила за фильм «Королева пчёл» Марко Феррери награду Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. И в её жизни появился новый мужчина, ставший её вторым мужем. Жан-Клод Бруйе — участник французского Сопротивления, лётчик-испытатель, путешественник и авантюрист, успешный бизнесмен, основавший первую авиакомпанию в Габоне. Он дружил с президентами африканских стран, был человеком необыкновенно харизматичным и деятельным, к 35 годам стал миллионером. Вернувшись из дальних странствий, он устраивал грандиозные вечеринки на своей яхте и в доме на Французской Ривьере. На одной из таких вечеринок, где собирались все завсегдатаи фешенебельных средиземноморских курортов, высший свет общества, в том числе кинозвезды, они с Мариной и познакомились. Вероятно, он и его героическое прошлое бесстрашного пилота времён Второй мировой напоминали актрисе отца. В этом браке Влади родила третьего сына — Владимира. Но уже через три года супруги развелись. Слишком уж разными были их жизненные устремления и образ жизни. Жан-Клод не умел жить без новых приключений, однообразие наводило на него смертельную скуку, да и статус «мужа Марины Влади» вызывал раздражение и ещё большую ревность. А Марина была не готова бросить свою актёрскую карьеру, чтобы вместе с ним пускаться даже в успешные авантюры.
«ТЕПЕРЬ Я БУДУ ПЕТЬ ДЛЯ ТЕБЯ ОДНОЙ»В 1969 году Марина приехала в Москву по приглашению известного советского режиссёра Сергея Юткевича для съёмок в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» — о жизни Антона Чехова. Юткевич был прекрасно образован, знал французский язык и довольно часто выезжал за границу на различные фестивали и конгрессы. И там он однажды уговорил французскую кинозвезду Влади сняться в его фильме вместе с потрясающими актёрами — Роланом Быковым, Александрой Пановой, Ией Саввиной.
Впервые Марина увидела Владимира Высоцкого в Театре на Таганке — он играл Хлопушу в спектакле «Пугачёв» на основе поэмы Сергея Есенина. Как и все зрители в зале, она была потрясена энергетикой и необыкновенным голосом актёра. Он играл так, что все остальные персонажи постепенно исчезали, словно растворялись в его тени. На ужине после спектакля Высоцкий сказал ей: «Наконец я тебя встретил. Я бы хотел остаться здесь и играть и петь только для тебя одной». Сначала, по её признанию, Марина восхищалась им как поэтом и актёром. Но постепенно любовь захватила и её — целиком и полностью. Влади понимала, что эти отношения невозможны. У них на двоих пятеро детей, Высоцкий занят в театре и на съёмках, она тоже не может надолго выбираться из Франции. Но Владимир убедил её, что ничто не может и не должно помешать им стать мужем и женой. Зимой 1970 года они поженились, провели счастливый медовый месяц на пароходе, и Марина уехала. Начались сложные будни. Короткие визиты в Москву, с трудом полученная Высоцким возможность путешествовать за границу и быть вместе. Бесконечные разлуки, тревожные вести о том, что он снова не сдержал обещания и начал пить. Марина изо всех сил старалась помочь Высоцкому, остановить на пути саморазрушения. Спасала, уводила от беды...
На постере: с Массимо Троизи, Этторе Сколой и Марчелло Мастроянни на Каннском кинофестивале (1989 г.); на Венецианском кинофестивале (2016 г.).
На рассвете 25 июля 1980 года она проснулась в своём парижском доме в страхе и отчаянии — словно почувствовала что-то. И тут же зазвонил телефон. «Володя умер», — два коротких слова обрушили на неё весь мрак ушедшей ночи. И всех за ней последующих дней и ночей.
После похорон мужа Влади вернулась во Францию полностью опустошённая и сломленная. Не могла слушать его песни, голос Высоцкого причинял ей почти физическую муку. Марина хотела умереть, покончить с собой. От чудовищного шага её, к счастью, спас хороший человек и врач Леон Шварценберг. Он специализировался на онкологии и лечил сестру Влади. Леон ушёл из семьи и прожил с Мариной 23 года — до самой своей смерти в 2003 году. По иронии судьбы, он умер от рака. Эта смерть практически убила в актрисе волю к жизни. Из пучины отчаяния (она пристрастилась к алкоголю) её могла спасти только работа. Не столько в кино и театре, сколько за письменным столом. «Работа всегда меня спасала. Любовь, конечно, очень важна для женщины, но ведь не всем выпадает удача встретить таких людей, с кем жила я. Все мои мужчины были уникальные личности». Она опубликовала воспоминания о Высоцком «Владимир, или Прерванный полет» и в 2006 году сняла документальный фильм на основе этих мемуаров. Написала роман «Мой вишнёвый сад». Сама говорила, что он, по сути, автобиографический, основан на жизни её родных. У бабушки, маминой мамы, был большой вишнёвый сад в имении под Курском. Главной героиней Марина сделала свою мать. В финале она встречается с Высоцким и благословляет дочь на брак с ним...
В 1992 году Влади исполнила свою давнюю мечту — сыграла русскую императрицу Екатерину II, пускай и в фильме японского режиссёра и по роману японского писателя «Сны о России». Помимо японских актёров в этой чудесной (и очень малоизвестной) исторической картине одну из главных ролей сыграл замечательный Олег Янковский.
В 2015 году Марина переехала из большого дома в маленькую квартиру. Она живёт одна, сыновья разъехались. Пришлось распродать на аукционе множество памятных вещей, в том числе связанных с Высоцким. Марина объясняла это тем, что просто не могла поместить все вещи в своём новом жилище. Остальное она передала в Россию. Обещала, что оставшиеся письма Высоцкого к ней будут тоже переданы — после её смерти. Потому что они «принадлежат России».
Марина ОБЕЛЬЧЕНКО.
Назад |