СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Матра, Кристиан
МАТРА (Matras) Кристиан (Christian) (Валенс, 1903 - Париж, 1977), французский оператор. Начинал хроникёром в «Eclair Journal», приобрёл известность после фильма «Золото морей» (Жан Эпштейн, 1933). Вскоре за ним закрепилась репутация серьёзного техника, эксперта по созданию атмосферы, условно названной «реалистичной», где умело сконструированные декорации производят психологическое воздействие. В длинном списке его фильмов (более 80 120) фигурируют многие выдающиеся режиссёры: от Жана Ренуара («Великая иллюзия») до Жоржа Франжю («Тереза Дескейру»), а также Жюльен Дювивье, Пьер Шеналь, Марсель Л'Эрбье, Абель Ганс, Жан Кокто, Жак Беккер. Чаще всего ему довелось работать с Максом Офюльсом, с которым он быстро нашёл взаимопонимание. Матра снимал четыре последних картины этого мастера, начиная с фильма «Карусель» и заканчивая фильмом «Лола Монтес». Творчество Макса Офюльса Матра охарактеризовал словами, которые вполне можно отнести к нему самому: «Он стремился прежде всего создать определённую атмосферу... Сам погружался и погружал нас в некое состояние зачарованности, и пока это состояние не было достигнуто, ничего не происходило. Иными словами, логика его абсолютно не интересовала. То, что действительно имело для него значение, - это было качество эмоций, которые он стремился вызвать... Он считал возможным сбросить с предметов покров таинственности, постичь суть вещей». Неутомимый искатель, он был одним из первых французских операторов, страстно увлёкшихся передачей цвета на экране. В этом плане выделяются снятые им фильмы: «Царские фиалки» (др. «Императорские фиалки», Р. Потье, 1952), «Мадам Дю Барри» (Кристиан-Жак, 1954), «Нана» (Кристиан-Жак, 1955) или «Тиль Уленшпигель» (др. «Приключения Тиля Уленшпигеля», Ж. Филип, 1956).
Фильмы:
- «Теплоход "Тенасити"» (др. «Теплоход "Тенасити"», Ж. Дювивье, 1934)
- «Бунтовщики из Эльсинора» (П. Шеналь, 1936)
- «Изгои» (др. «Проклятые», Жак Северак,
19361937) - «Великая иллюзия» (Ж. Ренуар, 1937)
- «Вход для артистов» (др. «Артистический вход», М. Аллегре, 1938)
- «Тюрьма без решёток» (др. «Женская тюрьма», Л. Моги, 1938)
- «Конец дня» (Дювивье, 1939)
- «Последний поворот» (Шеналь, 1939)
- «Потерянный рай» (А. Ганс, 1940)
- «Понкарраль, полковник Империи» (Ж. Деланнуа, 1942)
- «Пышка» (Критиан-Жак, 1945)
- «Идиот» (Ж. Ламрен, 1946)
- «Двуглавый орёл» (Кокто, 1948)
- «Карусель» (Макс Офюльс, 1950)
- «Синяя Борода» (Кристиан-Жак, 1951)
- «Фанфан-Тюльпан» (Криститан-Жак, 1952)
- «Удовольствие» (др. «Наслаждение», Макс Офюльс, 2 скетча, 1952)
- «Мадам де...» (Офюльс, 1953)
- «Лола Монтес» (Офюльс, 1955)
- «Шпионы» (А.-Ж. Клузо, 1957)
- «Монпарнас, 19»(Ж. Беккер, 1958)
- «Зверь в засаде» (Шеналь, 1959)
- «Тереза Дейскеру» (Ж. Франжю, 1962)
- «Млечный путь» (Я. Буньюэль, 1969)
Кристиан Матра и Криститан-Жак на съёмках фильма «Мадам Дю Барри». 1954.
IMDb: nm0559300.