СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Одиар, Мишель
ОДИАР (Audiard) Мишель (Michel) (Париж, 1920 - Дурдан, 1985), французский сценарист, диалогист и кинематографист. Он был известной личностью в коммерческом кино 50-х, с трудом поддающейся какой-либо классификации. Им написано совсем небольшое количество оригинальных сценариев, резко отличающихся от других, и огромное число реплик, произносимых с экрана Жаном Габеном, Лино Вентурой, Анни Жерардо и Жан-Полем Бельмондо. Раскритикованный приверженцами «новой волны», он тем не менее продемонстрировал на фоне специфической деятельности французских диалогистов некоторую выразительность, вызывавшую с завидным постоянством и полемическим накалом споры по поводу стиля Одиара. Его диалоги менее остры, чем диалоги Жана Оранша и Пьера Боста, менее язвительны и выразительны, чем диалоги Анри Жансона, они не лишены демагогии и случайных выражений, могут быть легко приспособлены к личности артиста, дающего им жизнь на экране: гнев «хорошо подогнан» под Жана Габена, откровенный сарказм «отмерен» для Жан-Поля Бельмондо.
Одиар испробовал множество профессий (велогонщик, сварщик, оптический мастер, разносчик газет, журналист), прежде чем дебютировать в кино в 1949 (в качестве сценариста-диалогиста в фильме «Миссия в Танжере» Андре Юнбеля). Претендовал на звание «ювелира по части глупостей», так как активно использовал в качестве материала обыденный язык парижских улиц, подслушанные за стойками бистро разговоры. Ему принадлежит высказывание о том, что «нельзя научиться профессии диалогиста, успех которой складывается из умения слушать людей; диалог - это набор правдивых слов, употребляемых в той или иной ситуации». На самом деле он обладал завидной языковой культурой. Не вызывает сомнения тот факт, что он не был так невинен, как хотел казаться: авантюрист, консерватор, пессимист, прозванный «правым анархистом», иногда занимавший и более реакционную позицию.
Роберт Энрико, Мишель Одиар и Марсель Жюлиан.
Он написал диалоги к более чем 120 фильмам, среди которых работы режиссёров Жиля Гранжье («Бензин» / «Газойль», 1955), Дени де Ла Пательера («Влиятельные семьи» / «Сильные мира сего», 1958; «Такси в Тобрук» / «Такси до Тобрука», 1961), Анри Вернёя («Обезьяна зимой», 1962; «Мелодия из подвала», 1963, «Тело моего врага», 1976; «Бандиты» / «Авантюристы», 1984), Жоржа Лотнера («Преследователи» / «Барбузы - секретные агенты», 1965 1964; «Профессионал», 1981), Филиппа де Брока («Неисправимый», 1975; «Нежный полицейский», 1978; «Бабник» / «Гуляка», 1979), Роберта Энрико («Орёл или решка» / «Следите за вдовцом», 1980), Клода Миллера («Задержание» / «Под предварительным следствием», 1981; «Смертельная прогулка» / «Смертельная поездка», 1983) или Ива Буассе («Разгар лета» / «Зной», 1984). С 1968 по 1974 Одиар снял девять целенаправленных фильмов. Выбор названий (например «Не нужно принимать детей Господа за диких уток» / «Не надо принимать божьих детей за диких уток», 1968; «Она не пьёт, не курит, не гуляет, но болтает» / «Она не пьёт, не курит, не клеит парней, но она... болтает!», 1970; «Как преуспеть в жизни, если ты глуп и плаксив» / «Как преуспеть в делах, когда ты дурак и плакса», 1974) достаточно амбициозен в восьми из них, в то время как простые и заурядные комедии были рассчитаны на массового зрителя и достигли цели, став одними из самых часто демонстрируемых национальным телевидением. Девятый фильм («Да здравствует Франция!», 1974) представляет собой памфлет, основанный на полемически комментируемых архивных документах. Картина, без сомнения, индивидуальная, но анахроничная по теме и действию с антиголлистскими мотивами после смерти Жоржа Помпиду, не имела большого успеха. Мишель Одиар был и автором романов.
В 1982 Мишель Одиар совместно с Жаном Эрманом и Клодом Миллером удостоился премии «Сезар» за "Лучший сценарий, диалоги и адаптацию" для фильма «Задержание» (др. «Под предварительным следствием», 1981).
Жак Одиар - сын Мишеля Одиара, пошёл по стопам отца, сценарист и кинорежиссёр. Первая его работа в кино в качестве диалогиста (адаптация диалогов) в последней картине (десятой) отца «Целую, до понедельника» (1974). К следующему фильму он приступит только спустя семь лет, то будет «Профессионал» (1981, Ж. Лотнер), через два года последует последняя совместная их работа для фильма «Смертельная прогулка» / «Смертельная поездка» (1983, К. Миллер).
Мишель Одиар на съёмках фильмов: «Она не пьёт, не курит, не гуляет, но болтает» (1970, фото "A"), «Задержание» (1981, фото "B").
IMDb: nm0002192.