СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Возвращение к романтизму
Вернувшись к великой народной традиции, кино вновь открыло для себя очарование богатых перипетиями и производящих сильный эффект романтических историй. Снова предпочтение отдаётся сценарию, интриге, драматической напряжённости. Так Франсис Жиро («Исступление», 1978), Жак Руффио («Семь смертей по рецепту», 1975), Ален Жессуа («Армагедон», 1977) с большим или меньшим успехом разрабатывают романтическую тему. Запомнившийся зрителям по фильму «Часовщик из Сен-Поля» (1974) Бертран Тавернье демонстрирует прекрасное чувство интриги, драматизм и мастерство формы, позволяющие назвать его одним из самых интересных представителей этого течения. Клод Миллер после очень личных фильмов («Лучший способ маршировки», 1976) переходит к более классической манере («Задержание», 1981). Мишель Девиль отказывается от своих предыдущих лёгких комедий и выбирает очень личный и оригинальный путь, иллюстрируемый фильмами «Путешествие тайком» (1980) или «Глубинные воды» (1981). Бертран Блие после успеха фильма «Вальсирующие» (1974) предлагает в нонконформистских, сбивающих с толку («Холодная закуска», 1979) или провокационных («Вечернее платье», 1986) историях своё разочарованное и циничное, но в то же время бодрое видение мира. Кино Тешине («Барокко», 1976; «Место преступления», 1986) вписывается в каноны смутно-романтической и лирической темы, в которой напряжение усиливается гибкостью драматургии.
В середине 70-х снова возвратилась мода на полицейские фильмы. Облекая в новые одежды существовавший до сих пор лишь в общепринятой зрелищной форме жанр, примером которого являются фильмы «Борсалино», «Полицейская история» (Жак Дерей, 1970 и 1974), «Полицейский или бандит» (Лотнер, 1979), под предлогом новых ролей для Делона, Бельмондо и Вентуры, Ален Корно открывает дорогу «полицейскому фильму а-ля франсе», в котором интрига сочетается с напряжённым действием и психологизмом («Пистолет "Питон 357"», 1976; «Чёрная серия», 1979). После него более или менее уверенно по этому пути пойдут такие режиссёры, как Робен Дави, Ромен Гупиль, Боб Суэйм, Жиль Беа, Жан-Клод Миссиаэн. Одновременно комедийное кино знаменуется приходом нового поколения актёров, блестящей команды, вышедшей, как правило, из театральных кафе. Их разоблачительный, близкий к сатире юмор покоряет широкую публику, но не всегда удаётся найти режиссёров, способных помочь им полностью раскрыть актёрский талант. Колюш обязан своей популярностью многосерийным комедийным фильмам, в которые он перенёс из мюзик-холла образ непочтительного, не преклоняющегося ни перед какими авторитетами ворчуна. Чудаковатый лунатик Пьер Ришар в фильмах Франсиса Вебера неожиданно нашёл единомышленника в лице Жерара Депардьё.