СЛОВАРЬ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО
(Интернет-издание с дополнениями, ред. 2024)
Тенденции и эволюция французского кино
22 марта 1895 года можно с полным основанием считать днём рождения французского и мирового кино. В этот день в Париже в лекции о фотографическом производстве Луи Люмьер официально заявил о своих открытиях. За его сообщением последовала демонстрация фильма «Выход рабочих с завода Люмьер в Лион-Монплезир». Через девять месяцев, 28 декабря 1895 года, французское кино стало публичным зрелищем. В «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов в Париже были показаны 10 коротеньких фильмов, снятых, вероятнее всего, Луи Люмьером и одним из его сотрудников Шарлем Муассоном.
В последующие недели ежедневные показы проходили в переполненных залах. Отсняв около сотни лент, Антуан Люмьер и его сыновья Луи и Огюст весьма разнообразили свои кинопоказы. Уже в этой первой кинопродукции были представлены почти все кинематографические жанры. Однако семья Люмьер прежде всего была озабочена тем, чтобы придать своему изобретению коммерческий характер. То, что позднее будет названо седьмым искусством, вначале было промышленным производством.
Первые игровые фильмы создавались Жоржем Мельесом, Шарлем Пате и Леоном Гомоном. Руководивший иллюзионным театром Мельес сам сконструировал киноаппаратуру и основал в 1897 киностудию «Стар Фильм». В построенной в Монтре студии он снимал фильмы, исчислявшиеся сотнями, феерии типа «Путешествие на Луну» (1902) и выпуски новостей с пересказом современных событий (десять лент о деле Дрейфуса в 1899). С Мельесом кино становится искусством и развлечением.
Заинтересовав несколько крупных банков, Пате, начавший выпускать фильмы в 1896, в 1901 расширил своё предприятие. Он построил в Венсане студии, художественным руководителем которых назначил Фердинанда Зекка. До начала войны десятки кинорежиссёров, объединённых названием Венсенской школы, заполнили мир фильмами, выпускавшимися иногда в нескольких тысячах копий. Это были драматические и нравоучительные сюжеты («Жертвы алкоголизма», 1902; «Стачка», 1904), жития святых («Жизнь и страсти Иисуса Христа» в нескольких вариантах, между 1902 и 1905) и фарсы, исполнители главных ролей в которых Андре Дид и Макс Линдер - получили всемирную известность.
Наконец, Гомон, инженер по образованию, лично проводивший исследования в области звукового кино, создаёт на основе студий в Ла Виллет индустриальную империю. Фильмы, являвшиеся зачастую имитацией сюжетов Пате, в основном снимали Алиса Ги, В.-И. Жассе, а после 1906 - Фёйад. Открытие в 1911 на площади Клиши в Париже «Гомон-Паласа» олицетворяло экономическую мощь фирмы и первое преображение седьмого искусства, обосновавшегося отныне в поражавших роскошью храмах.
В этот период, позаимствовав сюжеты у «Комеди Франсез» и Французской Академии, кино приобретает буржуазную респектабельность: фильм «Убийство Герцога де Гиза» Кальмета и Лe Баржи стал в 1908 триумфом «художественного кино». С этого момента в распоряжении кино было всё литературное и драматургическое наследие. Накануне первой мировой войны Франция выступала бесспорным лидером мирового кинематографа: к 1910, по оценкам специалистов, от 60 до 70 процентов продаваемых в мире фильмов выпускалось на парижских киностудиях. Яркой иллюстрацией триумфа французского кино стали многосерийные фильмы, снятые, в частности, под руководством Фёйада («Фантомас», 1913-1914).
Война с Германией, на которую были призваны режиссёры и актёры, вынудила закрыть большинство киностудий. Кинопроизводство сократилось, и кинорежиссёры (Морис Турнёр, Леонс Перре, Альбер Капеллани) обосновались за границей. Однако многосерийные фильмы по-прежнему снимались, а первые годы войны стали поводом для создания пропагандистских картин («Девушка фрица», «Эльзас», 1915, снятые под руководством Пукталя). Но кинорынок сократился, и конкуренция со стороны американской киноиндустрии стала довольно ощутимой. Массовый зритель, солдаты-отпускники открывали для себя Де Миля, Инса и в особенности Чарли Чаплина, а сюрреалисты в это время восторгались кино вообще и Мюзидорой из «Вампиров» (Фёйад, 1915) в частности.
После восстановления мира, несмотря на успех отдельных картин («Султанша любви» - дорогостоящий фильм, снятый Ле Сомптье в 1919 в Провансе и распространённый в великолепно раскрашенных копиях), французское кино оказалось финансово несостоятельным, что до настоящего времени является его отличительной чертой. Кроме того, американские, а также скандинавские и немецкие кинематографисты превзошли французских в создании нового киноязыка (после войны всеобщее восхищение вызывали фильмы Гриффита). Технический уровень и масштабность зарубежных постановок производили огромное впечатление на публику и, несомненно, были одной из причин формализма, охватившего в этот период творчество французских кинорежиссёров.